|
«Насилие в семье: формы, виды,
последствия»
Жестокое
обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в
историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие
культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования
семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей
могли убивать также и в ритуальных целях.
Постепенные
процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам
насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только
разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и
правовые изменения, насилие в отношении детей - ведущая причина детского
травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из
важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и
за ее пределами. Насилие - это принуждение, неволя, действие
стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Под домашним
или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного
члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение
власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений
между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему
какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным
насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в
отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть
причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается
и в подростковой среде.
Целью
насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и
привилегий, а также господства и контроля над человеком путем
оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Насилие в
семье может иметь различный вектор направленности:
со стороны мужа по отношению к жене;
со стороны жены по отношению к мужу;
со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
со стороны старших детей по отношению к младшим;
со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или
престарелым родственникам;
со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
Жертвами
насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина,
ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими
от насилия в семье являются женщины и дети.
Чаще всего
встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.
В
подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица,
подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с
окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является
неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь
от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от
собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и
взаимоотношениям с людьми в будущем.
Взрослые,
пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных
травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от
повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги.
Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют
существенный риск обнаружить психопатологию. Следующие черты
характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в
детстве:
1.
жестокость, насилие, отсутствие заботы в семье;
2. хаотичная или дезорганизованная семья;
3. потеря интереса и неприятие подростка семьей;
4. низкое качество общения членов семьи между собой;
5. саморазрушающее поведение
В
отношении детей выделяют следующие виды насилия:
1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость,
запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем
заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и
появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
Отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище,
одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние
на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):
не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок
постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и
уходит из нее слишком поздно;
устает, апатичен, отклонения в поведении, вандализм.
2. Психическое (эмоциональное) - это умышленное унижение
чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные
угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
Эмоционально
дурное обращение с детьми (психическое насилие):
обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
отвержение ребенка;
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со
стороны родителей;
принуждение к одиночеству;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или
другим детям;
похищение ребенка;
причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние
на ребенка:
задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников
и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев,
вырывание волос), злость;
попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у
подростков);
уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым
членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь
средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое
давление на несовершеннолетних и т.п.
4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи,
а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности
сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи.
Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия
со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания
считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой
воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда
сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия.
Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными
родственниками.
5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью,
причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и
других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей
несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги,
удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня,
ножа, пистолета и т.д.
Влияние
на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):
при повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах
чувств, задержка развития, малоподвижность;
дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их
отношении с другими людьми;
могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать
сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не
с ровесниками;
страх физического контакта, боязнь идти домой;
тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком:
1. Раны и синяки:
разные по времени возникновения;
в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
непонятного происхождения;
имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони,
прута).
2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении
повреждений.
3. Повторяющаяся госпитализация.
Если хотя бы
на один из этих пунктов есть ответ "да", то необходимо обратиться за
помощью.
Как
проявляется то или иное насилие?
1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами,
мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом;
проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его,
лишить денег и др.
2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делают
женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на
общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания,
таскание за волосы, щипание и др.
4. Эмоциональное (психическое) насилие - не
только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного
достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли,
что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в
присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины
и др.
Причины
возникновения насилия в семье многочисленны
Среди них
можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во
взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа
причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в
стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов
насилия и в благополучных семьях.
Внешние
причины насилия:
распространение в обществе алкоголизма, наркомании;
кризис морали;
кризис культуры;
влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью,
картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
Причины
возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные
трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема;
алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье;
неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с
проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие
многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет
слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.
Последствия семейного насилия для ребенка
Почему порка,
затрещины, даже такие, на первый взгляд невинные удары, как шлепок по
руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
Они
преподают ребенку урок насилия.
Они
нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, -
что он любим.
Они
рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
В них
содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические
задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый
бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
Они
вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается
вытесненным и проявляется много позже.
Они
учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для
твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к
другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и
мир.
Какой
урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок
узнает:
что он не заслуживает уважения;
что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это
неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует
игнорировать;
что насилие - это проявление любви;
что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
что от взрослых нет защиты.
Тело человека
хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого "воспитания".
Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме
неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу!
в
начало
|