«Как не допустить суицид у
подростка»
«…Самоубийство – мольба о помощи,
которую никто не услышал…» (Р. Алеев)
Как реагировать в ситуации попыток суицида и оказать помощь учащемуся в
данной ситуации?
Куратору, преподавателям, мастеру производственного обучения,
воспитателям общежития:
• Не отталкивайте учащегося, если он решил разделить с вами свои
проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Постараться
установить доверительные отношения.
• Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности
в данном подростке. Не игнорируйте предупреждающие знаки.
• Не оставляйте учащегося одного.
• Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том,
чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на
его безопасность.
• Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы
говорите.
• Внимательно слушайте собеседника, т.к. подростки часто
страдают от одиночества и невозможности излить душу.
• Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза.
Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам
покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать
облегчение от осознания проблемы.
Необходимо поговорить о намерениях учащегося; задавать
вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
Это действительно важно: не
оценивать, не осуждать и не пытаться переубедить собеседника.
Необходимо постараться узнать, в чем состоит смысл самоубийства для
конкретного молодого человека? От каких проблем он хочет убежать?
• Не спорьть и не настаивайть на том, что его беда ничтожна, что
ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы"
заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.
• Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план - знак
реальной опасности.
• Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому
можно обратиться за помощью.
• Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например,
"Конечно, твоя семья тебе поможет".
• Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете
его за эти чувства.
• Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и
понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию.
Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение. Можно
выработать с учащимся совместное решение о
дальнейших действиях, найти
альтернативу проблеме; наметить конкретные шаги, тщательно обсудив их и
возможные последствия.
• Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый
стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько
уменьшить давление.
• Обратитесь за помощью к специалистам СППС.
|