"Шкловский государственный колледж" |
|
|
|
|
«Как не допустить суицид у подростка»
«…Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал…» (Р. Алеев)
Как реагировать в ситуации попыток суицида и оказать помощь учащемуся в данной ситуации? Куратору, преподавателям, мастеру производственного обучения, воспитателям общежития: • Не отталкивайте учащегося, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Постараться установить доверительные отношения. • Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Не игнорируйте предупреждающие знаки. • Не оставляйте учащегося одного. • Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность. • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите. • Внимательно слушайте собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу. • Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы. Необходимо поговорить о намерениях учащегося; задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы. Это действительно важно: не оценивать, не осуждать и не пытаться переубедить собеседника. Необходимо постараться узнать, в чем состоит смысл самоубийства для конкретного молодого человека? От каких проблем он хочет убежать? • Не спорьть и не настаивайть на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным. • Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план - знак реальной опасности. • Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью. • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, "Конечно, твоя семья тебе поможет". • Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства. • Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение. Можно выработать с учащимся совместное решение о дальнейших действиях, найти альтернативу проблеме; наметить конкретные шаги, тщательно обсудив их и возможные последствия. • Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление. • Обратитесь за помощью к специалистам СППС. |