РОР
В основе любого
волонтерского движения старый, как мир принцип: хочешь почувствовать
себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем
тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать
жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из
его членов.
Цель отряда:
Задачи:
-
1. Обеспечение усвоения содержания равного обучения в области
сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни,
гендерной культуры, безопасного и ответственного поведения;
-
2. Создание условий для освоения волонтерами современных методов
и форм реализации подхода «равный обучает равного», подготовки и
проведения обучающих занятий со сверстниками;
-
3. Формирование ценностного отношения к своему здоровью и
здоровью других людей;
-
4. Обучение управлению своим эмоциональным состоянием и навыкам
преодоления кризисных ситуаций;
-
5.Формирование позитивного мышления как фактора благополучия
человека;
-
6. Повышение коммуникативной компетенции.
Наш кодекс:
1. Уважать,
продвигать и защищать права человека
Уважение к правам человека –
неотъемлемая часть любых программ, реализующих принцип РОР.
Необходимо тщательно идентифицировать вопросы прав человека, которые
касаются каждой программы, гарантировать соблюдение прав человека
всеми участниками программы и всеми вовлеченными в нее сторонами.
Следует определить приоритеты прав человека, которые наиболее тесно
связаны с реализацией программы и соотнести их с конкретными
условиями ее реализации.
2. Обеспечить учет
культурных особенностей
Тренер и волонтеры-инструкторы
принимают во внимание и уважают культурные особенности (язык,
традиции и т. д.), не допускают культурной дискриминации и
обеспечивают равенство участия.
3. Умножать
разнообразие мнений
Реализуя программы по принципу
РОР, необходимо демонстрировать стремление к разнообразию: обсуждать
различия, приемы и формы обучения (передаче опыта).
4.
Продвигать
гендерное равенство и справедливость
Программы, реализующие принцип
РОР, ставят цель обеспечить гендерное равенство и равное участие, а
также возможность учета гендерной специфики в ходе обучения.
5. Гарантировать и
охранять конфиденциальность
Тренер программ гарантируют
неразглашение личной информации и высказываний участников программы,
умеет обеспечивать конфиденциальность. Такая практика закрепляется в
ходе обучения волонтеров-инструкторов: разрабатывается система четко
сформулированных предупреждений.
6. Обеспечить
формирование ценностей, а не навязывать их
Прилагаются усилия для того,
чтобы связать индивидуальные ценности участников с ценностями самой
программы.
7. Избегать
неприятных ситуаций личного характера, делиться личными проблемами с
психолого-педагогическим штатом программы
Педагоги-консультанты, тренеры,
волонтеры-инструкторы, работающие в рамках принципа РОР, должны быть
принципиальными в отношении самих себя и происходящего с ними. Их
жизненный опыт не подается как идеальный образец, однако они могут
его анализировать, признавать ошибки, демонстрировать достижения,
руководствуясь следующим: «моя цель не в том, чтобы рассказать вам о
себе, я должен помочь вам думать самостоятельно».
8. Опираться на самую
последнюю, точную и беспристрастную информацию
Программы по реализации принципа
РОР ставят задачу: обеспечить достоверность используемой
научно-методической, статистической, нормативно-правовой,
медицинской, социальной, психолого-педагогической и иной информации.
9. Знать о личных
недостатках и о том, как поведение влияет на сверстников
Работа в группе помогает осознать
собственные проблемы и справиться с ними. Однако не стоит
переоценивать свои полномочия и возможности в рамках программы.
10. Избегать
злоупотребления своим положением в работе со сверстниками
Только воздерживаясь от
использования своего положения в целях самоутверждения за счет
низкой оценки жизненных достижений тех, с кем приходится работать,
прислушиваясь к оценкам и наблюдениям группы относительно реализации
собственных волонтерских полномочий, можно построить доверительные
отношения и достичь желаемого эффекта.
Часто приходится видеть
скептическое выражение лица подростков, когда они узнают, что
очередное мероприятие будет проведено «о вреде…». Практика
показывает, что «скучные» с точки зрения подростков темы можно
обсуждать не только интересно, но и эффективно.
На базе УО
«Шкловский государственный колледж» организованы занятия по
подготовке волонтёров к реализации подхода «Равный обучает равного»
в учреждении образования. Учащиеся с большим интересом посещают
данные занятие. Руководителем данных занятий является педагог -
социальный Валькович Илона Сергеевна.
Реализовывая принцип равного
обучения в сфере здорового образа жизни волонтёры-инструкторы УО
«Шкловский государственный колледж» подготовили следующие темы:
- «Здоровье ценность и ресурс»
- «Профилактика употребления и зависимости от психологически
активных веществ»
«Равный обучает
равного» –
это одновременно принцип и образовательный подход, который
обеспечивает передачу и расширение достоверной социально значимой
информации через доверительное общение на равных подготовленных
волонтёров со сверстниками, происходящее в виде интерактивных
занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед, коммуникации в
Интернет (социальных сетях, форумах, сайтах) и т. п.
Обучение по принципу РОР – это
образовательная деятельность, которую сегодня осуществляют сами
подростки в среде сверстников.
Уникальность принципа РОР состоит
ещё и в том, что такая волонтёрская образовательная деятельность
создаёт пространство для развития не только тех, с кем проводится
профилактика, но и для развития тех, кто проводит эту
профилактическую работу
Волонтёр (от французского
volontaire, от латинского voluntaries) – в дословном переводе
означает «доброволец», «поступающий по собственной воле».
Добровольцем может
стать любой человек!
Волонтёр добротворческой миссии –
это человек, который активно участвует в решении социальных проблем:
добровольно помогает пострадавшим в результате стихийных бедствий, а
также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней
помощи и поддержке; бескорыстно помогает детям, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации, инвалидам, пожилым одиноким людям,
бездомным животным; занимается популяризацией донорства; участвует в
укреплении мира, дружбы и согласия между народами, предотвращении
социальных, межнациональных, межэтнических конфликтов.
Волонтёр образовательной миссии –
это человек, который добровольно, сознательно организует
неформальное обучение жизненно важным умениям и навыкам.
Волонтер, который занимается
образовательной деятельностью, называется волонтёром-инструктором.
Основные темы:
·
- «Здоровье ценность
и ресурс»
·
- «Профилактика
употребления и зависимости от психологически активных веществ»
·
- «Профилактика ВИЧ
среди молодежи»
·
- «Мобильный телефон:
потребность и привычка (профилактика «мобильной зависимости»,
информирование о способах защиты здоровья при пользовании мобильными
телефонами)»
·
- «Границы
безопасности в сети (профилактика кибербуллинга и троллинга)»
·
- «Не проявляй
бессилия, ты – сильней насилия!»
·
- «Родители и дети:
сделать шаг навстречу (профилактика конфликтов в детско-родительских
отношениях)»
·
- «Риски современного
подростка (профилактика противоправного поведения)»
·
- «ОН + ОНА = СЕМЬЯ
(формирование культуры гендерных отношений)»
·
- «Три оттенка
черного: никотин, алкоголь , наркотики …»
|